ОМАР ХАЙЯМ
РУБАИ

перевод

Г. Плисецкий


1 2 3 4 5 > >|


Путями риндов 1 мы теперь идем:
Мы от намазов 2 отреклись - и пьем.
Как к пиале 3 кувшин склоняет шею -
Так мы над пиалою 3 шею гнем.

Дай вина, чтоб веселье лилось через край.
Чтобы здесь, на земле, мы изведали рай!
Звучный чанг 4 принеси и душистые травы.
Благовония - жги, а на чанге 4 - играй.

Я вчера наблюдал, как вращается круг,
Как спокойно, не помня чинов и заслуг,
Лепит чаши гончар из голов и из рук ", 5
Из великих царей и последних пьянчуг.

Дух мой чистый, ты гость в моем теле земном!
Я с утра подкреплю тебя чистым вином,
Чтобы ты не томился в обители праха,
До того как проститься со мной перед сном.

Что сравню во вселенной со старым вином,
С этой чашею пенной со старым вином?
Что еще подобает почтенному мужу,
Кроме дружбы почтенной со старым вином?

Чем за общее счастье без толку страдать -
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

Мой закон: быть веселым и вечно хмельным,
Ни святошей не быть, ни безбожником злым,
Я спросил у судьбы о размере калыма,
"Твое сердце, - сказала, - достойный калым!"

И того, кто умен, и того, кто красив,
Небо в землю упрячет, под корень скосив.
Горе нам! Мы истлеем без пользы, без цели.
Станем бывшими мы, бытия не вкусив.

Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо -
Жизнь дороже богатства и почестей всех.

Жизнь моя - не запойное чтение книг,
Я с хвалебной молитвою к чарке приник,
Если трезвый рассудок - твой строгий учитель,
Ты рассудка не слушай: он - мой ученик!

1 2 3 4 5 > >|

ПОЯСНЕНИЯ


1 Ринд

Гуляка, бродяга, кутила; вольный странник; вольнодумец; в персидско-таджикской поэзии - антипод аскета и ханжи.


2 Намаз

Молитвенный обряд у мусульман, комплекс определенных движений, поклонов и молитв, совершаемых пять раз в сутки.


3 Пиала (пиал, фиал)

Чаша, не имеющая руки и расширяющаяся кверху.


4 Чанг

Струнный инструмент, арфа, лира; рука, лапа; коготь.


5 Лепит чаши гончар из голов и из рук

Излюбленный мотив Хайяма - вечный круговорот материальной основы человеческой жизни, Созданный из глины, человек после смерти истлеет, превратится в прах, глину, из которой гончар лепит свои изделия. Здесь поэт хочет сказать, что в гончарной глине смешался прах царей и нищих бродяг, что всех людей независимо от их чинов и положения ждет смертная доля.




omarhajam.ru в социальных сетях